Современные концепции и модели управления качеством
Российский опыт управления качеством.
Говоря о передовом опыте в области управления
качеством, нельзя не вспомнить об отечественной практике
совершенствования качества.
Какие концепции повышения качества существовали в нашей стране?
- Концепция БИП (Бездефектного Изготовления Продукции)
- Концепция КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс с Первых Изделий)
- Концепция НОРМ
- Концепция КСУКП (Комплексная система управления качеством продукции)
Что такое БИП?
БИП — это концепция бездефектной работы, которая
нашла свое отражение в Саратовской системе бездефектного изготовления
продукции, внедрённой на предприятиях Саратовской области в 1955 г.
В основу этой системы был положен механизм
активизации участников производственного процесса, стимулирующий
их к выявлению и устранению не дефектов продукции, а их причин. После
повторного предъявления продукции рабочий лишался премии.
Неотвратимость наказания заставляла рабочего
строже соблюдать технологическую дисциплину и предъявлять претензии
мастеру, инструментальной службе, службе главного механика, если
причиной дефекта были некачественные материалы, инструмент или
оборудование.
Что такое КАНАРСПИ?
Система КАНАРСПИ была внедрена на Горьковском
авиационном заводе. Признанная лучшей в стране, система базировалась
на следующих принципах:
В середине 1960-х гг. на Ярославском моторном
заводе «Автодизель» была внедрена система НОРМ, в которой за критерий
качества был принят один из важнейших технических параметров — ресурс
до первого капитального ремонта.
Особое внимание уделялось разработке конструкции
и технологии, обеспечивающих повышение технического уровня и качества
двигателя. В системе НОРМ были использованы и развиты основные элементы
Саратовской и Горьковской систем управления качеством выпускаемой
продукции.
В чем заключалась специфика Российского опыта управления качеством?
Специфика управления качеством в России
заключалась в том, что эффективные системы управления качеством
создавались на предприятиях военно-промышленного комплекса (ВПК).
Именно в ВПК были распространены методы обеспечения качества на стадиях
исследования и проектирования новой продукции, статистический контроль
качества с применением контрольных карт, специальные стандарты.
В недрах ВПК родились КСУКП (комплексные системы управления качеством
продукции, в том числе автоматизированные).
Что такое КСУКП?
В первой половине 1970-х гг.
в результате совместного научно-производственного эксперимента
предприятий Львовской области, ВНИИ стандартизации Госстандарта СССР
и научно-производственного объединения «Система» была разработана
и прошла апробацию комплексная система управления качеством продукции.
Главная цель системы заключалась в обеспечении
высоких и устойчивых темпов роста качества продукции, выпускаемой
предприятием, за счет:
А какие недостатки были у отечественных систем управления качеством?
Практика использования в советской промышленности
комплексных систем управления качеством выявила их многочисленные
недостатки, которые не позволяли изготавливать конкурентоспособную
продукцию. К числу таких недостатков следует отнести:
Главным же недостатком российских систем управления качеством следует считать то, что они не были ориентированы на потребителя.
Однако опыт показал, что именно такого рода системы
являлись тем инструментом, с помощью которого можно было создать
эффективный механизм управления качеством продукции.
В каком положении Россия находится сейчас?
К сожалению, в настоящее время немногие
российские товары и услуги выдерживают конкуренцию на мировом рынке.
Однако активное использование собственного и зарубежного опыта
в области управления качеством может дать позитивные результаты в самом
ближайшем будущем.
Как мы уже отмечали, в последние годы в нашей
стране на конкурсной присуждается премия Правительства РФ в области
качества. При разработке Российской премии по качеству одновременно
решались две задачи:
Причем, приоритетной являлась первая задача, что было
обусловлено, во-первых, необходимостью интеграции российской экономики
в мировую, а во-вторых, обеспечением российским предприятиям
возможности сравнения результатов их деятельности в области
совершенствования качества с лучшими зарубежными достижениями в этой
сфере. В качестве примера учета российской специфики можно привести
замену критерия «воздействие на общество» EFQM на актуальные для
россиян критерии «Безопасность продукции (услуг)» и «Экологичность
продукции (услуг)».
По каким критериям оценивается качество работы организации в рамках Российского конкурса качества?
В рамках Российского конкурса качества организации оцениваются по следующим девяти критериям:
- Роль руководства в организации работ (100 баллов).
- Использование потенциала персонала (120 баллов).
- Планирование в области качества (100 баллов).
- Рациональное использование ресурсов (100 баллов).
- Управление технологическими процессами (130 баллов).
- Удовлетворенность персонала работой в организации (90 баллов).
- Удовлетворенность потребителей (180 баллов).
- Результаты деятельности организации (120 баллов).
- Безопасность продукции для общества (60 баллов).
Нетрудно заметить, что первые пять критериев относятся
к предпосылкам успешной деятельности организации в области качества,
а последние четыре — к результатам. Общая балльная оценка первой группы
критериев составляет 550 баллов, а второй — 450 баллов, что говорит
о стремлении активизировать работу российских организаций в области
совершенствования внутрифирменной деятельности, связанной с качеством.
Что может дать нашему предприятию участие в Российском конкурсе качества?
Участие в конкурсе качества привлекательно,
прежде всего, своей престижностью. На уровне общества присуждение
премии качества — это признание заслуг организации в области
совершенствования качества. Приз с эмблемой Российской премии
по качеству и диплом — это фактически сертификат лидерства вашего
предприятия в области управления качеством, умелое использование
которого в различных мероприятиях (прежде всего в рекламе) может
значительно повысить конкурентоспособность продукции и самого
предприятия.
Управление качеством и Ваш бизнес
Современные концепции и модели управления качеством
Инструменты контроля качества на предприятии
Самооценка и управление качеством
Практикум самооценки качества работы МП
Стандартизация и сертификация в управлении качеством
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|