Инструменты контроля качества на предприятии
Основные показатели качества продукта и их измерение.
Потребность в обеспечении качества выражается
через ряд требований потребителя к продукции. Конкретные требования
к характеристикам (свойствам) продукции, дающие возможность
их реализации и проверки, называются показателями качества. Измерением
показателей качества объектов (изделий, услуг) занимается квалиметрия.
Что включает в себя понятие «оценка качества»?
Проблемы управления качеством породили задачи
количественной оценки качества, необходимой для принятия решений
на всех стадиях производства продукции, ее стандартизации
и сертификации. Оценка качества может рассматриваться как основа
формирования механизма управления качеством продукции на всех стадиях
ее жизненного цикла.
В процессе оценки качества используются следующие термины:
Показатели качества — это количественно или качественно
установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам)
объекта, дающие возможность их реализации и проверки.
Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:
- Показатели качества по отношению к свойствам продукции
- Показатели качества по количеству отражаемых свойств
- Показатели качества по методу определения
- Показатели качества по стадиям определения
- Показатели качества по размерности отражаемых величин
- Показатели качества по значимости при оценке
В зависимости от признака классификации продукта ему соответствуют различные типы показателей качества.
Какие конкретные свойства продукции характеризуют те или иные показатели качества?
Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные типы показателей качества.
№ | Признак классификации | Типы показателей |
---|
1. | Отношение к свойствам продукции | 1. Назначения 2. Надежности 3. Технологичности 4. Эргономические 5. Эстетические 6. Стандартизации 7. Патентно-правовые 8. Экономические |
2. | Количество отражаемых свойств | 1. Единичные 2. Комплексные |
3. | Метод определения | 1. Инструментальные 2. Расчетные 3. Статистические 4. Органолептические 5. Экспертные 6. Социологические 7. Комбинированные |
4. | Стадия определения | 1. Проектные 2. Производственные 3. Эксплуатационные 4. Прогнозируемые |
5. | Размерность отражаемых величин | 1. Абсолютные 2. Приведенные 3. Безразмерные |
6. | Значимость при оценке качества | 1. Основные 2. Дополнительные |
Как видно из таблицы, в каждой из шести основных
групп, в свою очередь, выделяют несколько типов показателей качества,
каждый из которых характеризует те или иные свойства продукции. Вот
некоторые из них:
Показатели назначения определяют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.
Показатели надежности характеризуют способность
продукции сохранению работоспособности при соблюдении определенных
условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства
безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).
Показатели технологичности связаны
с совершенством конструктивно-технологических решений продукции,
обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении,
ремонте и техническом обслуживании.
Эргономические показатели характеризуют
приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим,
психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя,
проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».
Эстетические показатели связаны со способностью
изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают
свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности,
рациональности формы и т. д.).
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
С точки зрения количества отражаемых свойств
показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному
свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам
одновременно). При расчете комплексных показателей используются
различные методы оценки качества.
Что такое квалиметрия, и какие задачи она решает?
Квалиметрия — это наука изучающая теоретические
и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг,
процессов, систем).
Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
К методам оценки качества, используемым в квалиметрии, относятся:
- инструментальный, основанный на использовании средств
измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные
методы измерения.
- расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами
- статистический, использующий правила
прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или
объектов (например, при определении процента брака от общего числа
изделий)
- органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств
- экспертный, учитывающий мнение о продукте
группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется
на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения
такого метода — оценка качества катания фигуристов.
- социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции
- комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества
Основными методами измерения и оценки качества являются инструментальный и экспертный.
Перечисленные показатели качества и методы
их измерения, в основном, относятся к производству. А какими
показателями может воспользоваться компания для оценки других
направлений своей деятельности?
Действительно, для комплексной оценки
эффективной работы организации необходимо определить не только
показатели качества производимой продукции, но и установить критерии
качества для всех направлений деятельности организации, включая
маркетинг, снабжение и сбыт, бухучет и финансы, общий менеджмент,
мотивацию и обучение персонала. Например, показателями качества
маркетинговой деятельности Вашей компании могут выступать полнота,
достоверность и актуальность собираемой отделом маркетинга информации,
точность прогнозов динамики рынка, соответствие реального объема сбыта
запланированному и т.п. Более подробно мы поговорим о комплексной
оценке различных сторон деятельности компании в следующей главе.
Управление качеством и Ваш бизнес
Современные концепции и модели управления качеством
Инструменты контроля качества на предприятии
Самооценка и управление качеством
Практикум самооценки качества работы МП
Стандартизация и сертификация в управлении качеством
|
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
Календарь
« Май 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 |
|