Какие цели преследует Всеобщее управление качеством?
Основными целями TQM являются:
- ориентация предпринимателя на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей
- возведение качества в ранг цели предпринимательства
- оптимальное использование всех ресурсов организации
Основные элементы модели TQM представлены на схеме:

Как видно из рисунка, наиболее важными элементами TQM являются:
- Вовлеченность высшего руководства: стратегия качества в компании (организации) должна предусматривать постоянное, непрерывное и личное участие высшего руководства (руководителя) компании в вопросах, связанных с качеством. Это одно из основных и обязательных условий успешного внедрения ТQМ, которое является залогом успешной работы компании в вопросах обеспечения качества.
- Акцент на потребителя: фокусировать всю деятельность компании на нужды и пожелания как внешних, так и внутренних потребителей
- Всеобщее участие в работе: обеспечивать возможности для реального участия каждого в процессе достижения главной цели — удовлетворять запросы потребителя
- Внимание процессам: фокусировать внимание на процессах, рассматривая их как оптимальную систему достижения главной цели — максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости как для потребителя, так и производителя
- Постоянное улучшение: постоянно и непрерывно улучшать качество продукта
- Базирование решений на фактах: базировать все решения компании только на фактах, а не на интуиции или опыте ее работников
На каких принципах базируется концепция TQM?
- Ориентация организации на потребителя.
- Роль руководства.
- Вовлечение сотрудников.
- Процессный подход.
- Системный подход к управлению.
- Постоянное совершенствование.
- Принятие решений, основанное на фактах.
- Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
- изучение спроса с целью полного понимания потребностей и ожиданий потребителя в отношении товаров, цен, поставки и т. д.
- обеспечение сбалансированности в запросах потребителей и других участников сделки с товарами (собственников бизнеса, персонала организации, поставщиков организации, общества)
- измерение потребительской удовлетворенности с целью коррекции собственной деятельности
- управление взаимоотношениями с потребителями.
В практике управления качеством наиболее широко используются два основных канала «обратной связи»:
- обратная связь для корректировки и улучшения товара при сопоставлении его с аналогичными товарами других производителей.
- сбор данных и интерпретация ожиданий потребителей, проводимых по особым каналам, которые обычно курируют отделы сбыта и маркетинга
- Письменное анкетирование потребителя при помощи заранее подготовленной Вами анкеты. Самостоятельное анкетирование можно провести с минимальными затратами, но для его подготовки и проведения Вам придется затратить достаточно много времени. Кроме того, при отсутствии навыков подготовки анкет, Ваши вопросы могут по-разному восприниматься респондентами. Если Вы рассылаете анкеты по почте, заранее приготовьтесь к тому, что заполненных анкет будет не более 10% от разосланных. Образец анкеты для потребителя Вы можете найти в Приложении.
- Личный опрос потребителей (например, по телефону) обеспечивает более быстрый ответ и обсуждение непонятного вопроса. Но также как и в первом варианте, респонденты могут не представлять нужные статистические группы; а также могут отказаться отвечать на вопросы.
- Групповое обсуждение в коллективах потребителей, представляет собой группу
8—12 человек, выбранных для обсуждения проблемы в свободное время. Такие группы возглавляются человеком, имеющим навыки индивидуального интервьюирования. В противном случае группа будет предоставлять мнение лидера. - Слушать потребителя и наблюдать за ним — эффективный метод, используемый японскими компаниями в процессе проводимых выставок и конференций, реализации продукции.
Внешние потребители могут быть представлены:
- конечными пользователями продукта компании (конкретные люди)
- промежуточными потребителями (посредники между компанией и конечным пользователем продукта) Например: дистрибьюторы, перепродавцы, добавляющие ценность продукта.
- крупными и средними потребителями (организации и предприятия)
- Внутренними пользователями продукта — это пользователи внутреннего сервиса компании, такого как, например, информационные системы, система подбора кадров, система образования и переподготовки, т.е. пользователи вспомогательных подразделений компании, которые в этом случае выступают поставщиками внутреннего продукта. Наиболее важной категорией внутренних пользователей являются служащие компании. Их чувство принадлежности компании и самоутверждение, их мотивация, их удовлетворенность настоящим и их надежды на будущее являются фундаментом успеха компании.
- Пользователями результатов бизнеса компании, которые представляют собой особую группу. Они являются собственниками компании (акционерами) и часто сильно отличаются от других пользователей результатов бизнеса. Эта категория включает каждого, кто получает выгоду от благосостояния компании.
- В чем заключается принцип роли руководства в TQM?
А как обеспечить ведущую роль руководства на практике?
Принцип главенствующей роли руководства реализуется путем следующих действий:
- активность поведения
- понимание и реагирование на изменения внешней среды
- принятие во внимание потребностей всех участников сделок — владельцев, потребителей, персонала организации, поставщиков, общества
- создание ясного видения перспектив организации
- определение целей и реализация стратегии для достижения целей
- установление разделяемых всеми ценностей и этических принципов на всех уровнях организации
- создание атмосферы доверия и искоренение страха в организации
- обеспечение персонала необходимыми ресурсами и полномочиями в действиях с осознанием ответственности
- вдохновение и поощрение персонала, оценка вклада каждого сотрудника в общее дело
- создание условий для открытых и честных коммуникаций
- обучение персонала, наставничество
- В чем заключается принцип вовлечения сотрудников?
Принцип вовлеченности претворяется в таких действиях и проявлениях, как:
- принятие на себя ответственности за решение проблем
- активный поиск возможностей улучшений
- активный поиск возможностей повышения профессионализма
- добровольная передача знаний и умений в коллективах
- ориентация на создание ценности для потребителя
- рационализаторство и творчество
- лучшее представление организации потребителям и обществу
- энтузиазм и гордость работников от сознания того, что они являются частью организации
На чем основан принцип процессного подхода?
Что такое «процесс» в теории управления качеством?
ТQМ исходит из второго определения, рассматривая процесс как любую организованную деятельность, спланированную генерировать предварительно установленный для определенного пользователя выход, обеспечив при этом необходимый вход процесса.На какие виды можно разделить процессы?
Процессы в любой компании по своей сущности могут быть трех видов:
- индивидуальный процесс, выполняемый отдельными индивидами
- функциональный, или вертикальный процесс, отражающий деятельность комапнии по вертикали и соответствующий ее структуре взаимодействия руководителей, отделов, подразделений и служащих компании.
- деловой (business process) или горизонтальный процесс, который пересекает по горизонтали деятельность компании и представляет собой совокупность взаимосвязанных интегрированных процессов.
- Что необходимо для эффективного выполнения процесса?
Какие показатели используются для управления процессами?
Основой управления процессами являются следующие показатели эффективности:
- затраты на реализацию процесса
- длительность процесса
- показатели качества процесса
- Какие шаги нужно сделать, чтобы реализовать этот принцип?
- определение процесса достижения желаемого результата
- установление и измерение «входа» и «выхода» процесса
- согласование процесса с функциями организации
- оценка возможных рисков
- четкое распределение полномочий, ответственности и подотчетности в управлении процессом
- определение внутренних и внешних потребителей и поставщиков, прочих участников процесса
- концентрация внимания в процессе принятия решения на этапах процесса, потоках, средствах измерения, потребностях в обучении, оборудовании, методологии, информации, материалах и других ресурсах, необходимых для достижения желаемого результата
В чем заключается принцип системного подхода к управлению?
Как можно повысить эффективность деятельности организации?
Как на практике реализовать принцип системного управления?
Принцип системности управления реализуется за счет следующих действий:
- определение системы путем установления процессов, влияющих на заданные цели
- структуризация системы для достижения цели оптимальным способом
- понимание взаимозависимости между процессами в системе
- непрерывное совершенствование системы на базе оценки и аттестации
- установление в деятельности приоритета согласованности ресурсов
В чем заключается принцип постоянного совершенствования?
Как можно реализовать принцип постоянного совершенствования?
Принцип постоянного совершенствования реализуется следующим образом:
- определение в качестве цели каждого сотрудника организации непрерывного совершенствования продукции, процессов и систем
- использование периодической оценки вместо установленных критериев качества для определения области возможного совершенствования
- постоянное повышение производительности и эффективности всех процессов
- поощрение профилактических действий
- обеспечение всех сотрудников организации соответствующим обучением, методиками и инструментами непрерывного совершенствования, такими, как, например, цикл Деминга, методы реинжиниринга, инноватики и т. д.
- создание системы мер для установления, отслеживания и стимулирования улучшений
- В чем заключается принцип принятия решений, основанных на фактах?
- проведение измерений, сбор целевых данных и информации
- обеспечение достаточно полными, достоверными и точными данными и информацией
- анализ данных и информации
- понимание значимости подходящих статистических методов
- принятие решений и выполнение действий, базирующихся на результатах логического анализа соотношения практического опыта и интуиции
- определение и выбор ключевых поставщиков
- установление отношений партнерства с поставщиками на основе баланса между краткосрочными целями и долгосрочными планами как организации, так и общества в целом
- создание простых и открытых взаимосвязей
- инициирование совместного совершенствования продукции и процессов
- совместное однозначное определение потребностей потребителей
- обмен информацией и планами на будущее
- признание достижений поставщиков
- Увеличение прибыли
- Обеспечение экономической устойчивости фирмы и рационального использования всех видов ресурсов
- Улучшение имиджа и репутации фирмы
- Повышение качества управленческих решений
- Внедрение новейших достижений
- Увеличение производительности труда
- Повышение качества и конкурентоспособности продукции
- Рост степени удовлетворенности клиентов
Какие проблемы при внедрении TQM у нас могут возникyть?
- Сопротивление персонала нововведениям
- Ограниченное понимание менеджерами разных уровней взаимосвязи качества продукции с эффективностью деятельности организации
- Подход к совершенствованию качества как к разовому мероприятию или очередной новомодной кампании
- Придание совершенствованию качества статуса не управленческого, а статистического мероприятия.
Управление качеством и Ваш бизнес
Современные концепции и модели управления качеством
- Управление качеством в системе общего менеджмента.
- Всеобщее управление качеством (TQM).
- Японские модели управления качеством.
- Европейские модели управления качеством (EFQM).
- Российский опыт управления качеством.
- Основные показатели качества продукта и их измерение.
- Инструменты контроля качества.
- Документальное оформление требований к качеству.
- Качество и совершенствование деятельности организации.
- Планирование деятельности компании с помощью самооценки.
- Общая схема процедуры самооценки.
- Метод моделирования конкурса.
- Метод формуляров.
- Метод матричных диаграмм.
- Метод рабочей встречи.
- Метод анкетирования.
- Метод равного участия.
- Рассмотрение результатов деятельности предприятия.
- Международная стандартизация.
- Новые версии стандартов ISO семейства 9000.
- Система стандартов ISO 14000.
- Стандарты сертификации продукции в России.
- Схемы сертификации и их выбор.
- Учет требований стандартов ISO в практике отечественной сертификации.