Что включает в себя понятие «оценка качества»?
В процессе оценки качества используются следующие термины:
- градация качества — категория, или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству
- уровень качества — относительная характеристика, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей (при количественной статистической оценке)
- мера качества — при выполнении точных технических оценок
- относительное качество — при сравнении объектов
- требования к качеству — выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта, чтобы дать возможность их реализации и проверки
- Что такое «показатели качества» и какими они бывают?
Специалисты выделяют шесть основных групп показателей качества:
- Показатели качества по отношению к свойствам продукции
- Показатели качества по количеству отражаемых свойств
- Показатели качества по методу определения
- Показатели качества по стадиям определения
- Показатели качества по размерности отражаемых величин
- Показатели качества по значимости при оценке
Какие конкретные свойства продукции характеризуют те или иные показатели качества?
Основные разновидности показателей качества приведены в Таблице 1.
Таблица 1. Основные типы показателей качества.
№ | Признак классификации | Типы показателей |
---|---|---|
1. | Отношение к свойствам продукции | 1. Назначения 2. Надежности 3. Технологичности 4. Эргономические 5. Эстетические 6. Стандартизации 7. Патентно-правовые 8. Экономические |
2. | Количество отражаемых свойств | 1. Единичные 2. Комплексные |
3. | Метод определения | 1. Инструментальные 2. Расчетные 3. Статистические 4. Органолептические 5. Экспертные 6. Социологические 7. Комбинированные |
4. | Стадия определения | 1. Проектные 2. Производственные 3. Эксплуатационные 4. Прогнозируемые |
5. | Размерность отражаемых величин | 1. Абсолютные 2. Приведенные 3. Безразмерные |
6. | Значимость при оценке качества | 1. Основные 2. Дополнительные |
Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам.
Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.
Что такое квалиметрия, и какие задачи она решает?
Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:
- разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей
- разработку единых методов измерения и оценки показателей качества
- разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции
- Какие методы оценки качества продукции применяют в квалиметрии?
- инструментальный, основанный на использовании средств измерений. Различают автоматизированные, механизированные и ручные методы измерения.
- расчетный, заключающийся в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами
- статистический, использующий правила прикладной статистики и основанный на подсчете числа событий или объектов (например, при определении процента брака от общего числа изделий)
- органолептический, основанный на анализе восприятия продукции органами чувств без применения технических измерительных средств
- экспертный, учитывающий мнение о продукте группы специалистов-экспертов. Как правило, экспертный метод базируется на применении шкал (уровней, порядка или отношений). Пример применения такого метода — оценка качества катания фигуристов.
- социологический, основанный на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции
- комбинированный, включающий несколько методов определения показателей качества
Управление качеством и Ваш бизнес
Современные концепции и модели управления качеством
- Управление качеством в системе общего менеджмента.
- Всеобщее управление качеством (TQM).
- Японские модели управления качеством.
- Европейские модели управления качеством (EFQM).
- Российский опыт управления качеством.
- Основные показатели качества продукта и их измерение.
- Инструменты контроля качества.
- Документальное оформление требований к качеству.
- Качество и совершенствование деятельности организации.
- Планирование деятельности компании с помощью самооценки.
- Общая схема процедуры самооценки.
- Метод моделирования конкурса.
- Метод формуляров.
- Метод матричных диаграмм.
- Метод рабочей встречи.
- Метод анкетирования.
- Метод равного участия.
- Рассмотрение результатов деятельности предприятия.