Что такое Самооценивание (самооценка)?
Какие преимущества обеспечивает компании применение самооценивания?
- строгий структурированный подход к развитию бизнеса.
- анализ деятельности компании, основанный на фактах, а не на личном восприятии.
- общность целей и единство в понимании задач всеми сотрудниками компании.
- средства для обучения сотрудников компании эффективному использованию принципов Всеобщего Качественного Управления (модель TQM).
- средства для интегрирования в повседневные операции различных инициатив, направленных на кардинальное совершенствование деятельности.
- мощный диагностический инструмент.
- средства для объективного анализа деятельности компании по совокупности критериев, широко распространенных в Европе.
- средства для анализа прогресса, достигнутого за период времени.
- возможность целенаправленного использования процедуры Самооценивания именно на том участке деятельности компании, где это наиболее необходимо в данный момент.
- методологию, применимую на всех уровнях, от отдельных сотрудников до компании в целом.
- средство, способное повысить энтузиазм сотрудников компании и обеспечить их заинтересованность в процветании компании.
- возможности для применения эффективных подходов, обеспечивающих совершенствование деятельности отдельных подразделений компании, или, в более широком смысле, совершенствование совместных действий с другими компаниями.
- возможности для самостоятельного проведения конкурсов в пределах компании, позволяющих оценить достигнутый прогресс и определить наиболее выдающиеся достижения.
- способы согласования целей, которых добивается компания, с объективными возможностями применяемых стратегий и осуществляемых процессов.
- средства для осуществления сравнительного анализа, как в пределах компании, так и с другими компаниями.
- Что является результатом самооценивания?
4.2.2. Оценка внешних условий деятельности организации.
Что такое «внешняя среда», и какое влияние она оказывает на деятельность организации?
Рис. 4.1. Факторы внешней и внутренней среды организации

Что является макросредой для предприятия?
Как можно провести анализ факторов макросреды?
Technological технологический.
На какие моменты необходимо обратить внимание при самостоятельном проведении анализа макросреды?
- Какие политические факторы влияют на рыночную ситуацию?
- В чем проявляется влияние аспектов законодательства?
- Как воздействуют на рынок экономические факторы?
- Каким образом воздействуют на рынок социальные аспекты?
- Существенно ли влияние технологических аспектов на развитие рынка?
- Какие факторы окружающей среды оказывают непосредственное влияние на рынок?
Схематично основу PEST-анализа можно представить следующим образом.
Рис. 4.2. Основные факторы PEST — анализа

Какие основные факторы нужно учитывать при проведении анализа микросреды?
К факторам микросреды, на которые организации нужно обратить особое внимание, относятся:
- непосредственные конкуренты организации по выпускаемым ею товарам
- все конкуренты поставщиков («входа»)
- маркетинговые посредники по «входу» и «выходу» системы
- контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т.п.).
Рис. 4.3. Микровнешняя среда организации.

Какие методики проведения анализа микросреды наиболее доступны небольшому предприятию?

- Компания начинает производство более мощных осветительных систем
- Компания конструирует новые приборы для измерения энергетической эффективности любых осветительных систем
- Компания создает контрольно-измерительную аппаратуру для измерения уровня освещения
- Компания разрабатывает компьютерную программу для обучения персонала телестудий основам осветительной техники

- Конкуренту удается создать более перспективную осветительную систему
- Общеэкономический спад
- Повышение издержек
- Правительственный акт о сокращении выдачи лицензий на телевещание
Факторы внешней среды | Показатели внешней среды |
---|---|
1. Поставщики |
1. Интегральный показатель качества поступающего сырья (по видам) и материалов
2. Интегральный показатель качества (полезного эффекта) комплектующих изделий, оснастки, запасных частей и т.д. 3. Интегральный показатель качества информации, поступающей в организацию 4. Интегральный показатель качества нормативно-методической и технико-экономической документации, поступающей в организацию 5. Интегральный показатель качества подготовки специалистов, поступающих в организацию 6. Прогноз изменения условий поставок |
2. Потребители |
1. Тенденции изменения круга потребностей основных потребителей товаров организации
2. Прогноз изменения параметров рынка по объему и ассортименту товаров 3. Прогноз изменения доходов потребителей 4. Прогноз изменения состава и значений признаков сегментации рынка внутри страны и в мире |
3. Конкуренты |
1. Анализ качества, цен, конкурентоспособности товаров конкурентов, силы конкуренции на рынках
2. Анализ организационно-технического уровня производства основных конкурентов 3. Прогнозирование конкурентоспособности и удельной цены товаров основных конкурентов 4. Прогнозирование рыночной стратегии основных конкурентов |
4. Контактные аудитории | 1. Анализ отношения к организации и ее товару финансовых кругов
региона (страны), средств массовой информации, государственных
и муниципальных учреждений, гражданской группы содействия, общественных
организаций и др.
2. Разработка мероприятий по улучшению отношений с контактной аудиторией |
5. Маркетинговые посредники | 1. Анализ имиджа структуры и стратегии торговых посредников
и уточнение совместно с ними стратегии маркетинга продвижения товаров
2. Налаживание контактов с агентствами по оказанию маркетинговых услуг (рекламные агентства, консалтинговые фирмы, фирмы маркетинговых исследований и др.) 3. Установление связей с кредитно-финансовыми учреждениями |
6. Законодательство по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности |
1. Формирование банка данных по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности
2. Анализ влияния ставок налогов, таможенных пошлин, квот лицензий и других показателей на эффективность работы организации 3. Подготовка и лоббирование предложений по совершенствованию законодательства по налоговой системе и внешнеэкономической деятельности |
Зачем на предприятии проводится оценка руководства?
На что обратить внимание при проведении самооценки руководства?
Самооценивание руководства должно продемонстрировать:
1. Как руководство компании внешне демонстрирует свою приверженность корпоративной культуре.
Для того чтобы это увидеть, необходимо выяснить, как руководители:
- формируют принципы, на которых основывается деятельность компании, и видят ее перспективы
- на собственном примере демонстрируют правильность избранных принципов
- склонны обучаться сами и обеспечивают обучение персонала
- доступны, внимательны и ответственны перед сотрудниками .
- активно участвуют в мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности
- анализируют эффективность своего руководства и стремятся ее повысить.
Для того чтобы продемонстрировать это, необходимо выяснить, как руководители:
- определяют приоритеты в проведении различных мероприятий
- выделяют средства на обучение и мероприятия, направленные на совершенствование деятельности
- обеспечивают персоналу возможность участвовать в мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности
- используют систему поощрений, стимулируя активность персонала и процессы, направленные на совершенствование деятельности.
Для того чтобы выявить это взаимодействие, необходимо выяснить, как руководители:
- понимают потребности своих клиентов и реагируют на них
- склонны и участвуют в партнерстве
- склонны и участвуют во взаимовыгодной совместной деятельности
- участвуют в профессиональных организациях, конференциях и семинарах
- пропагандируют Всеобщее Качественное Управление за пределами компании.
- своих сотрудников и подразделений на всех уровнях компании
- других компаний и их отдельных сотрудников (например, клиентов«поставщиков, учебных организаций и т.д.).
Зачем проводится оценка стратегии и тактики компании?
На что обратить внимание при проведении оценки стратегии и тактики компании?
Самооценивание должно продемонстрировать:
- клиентах и поставщиках
- своих сотрудниках
- местном населении и других компаниях
- акционерах
- внутренних показателях собственной деятельности
- всевозможных сравнительных показателях
- достижениях конкурентов и ведущих компаний аналогичного профиля
- социальных и правовых проблемах, проблемах защиты окружающей среды
- экономических и демографических показателях
- новых технологиях.
Для этого необходимо выяснить, как компания:
- определяет свое мировоззрение, основные принципы и предназначение
- строит свою политику и стратегию на основании достоверной информации, согласующейся со своим мировоззрением, основными принципами и предназначением
- согласовывает свои краткосрочные и долгосрочные потребности
- учитывает интересы всех своих акционеров
- определяет свои преимущества в конкурентной борьбе как в настоящее время, так и в будущем
- опирается в своей политике и стратегии на принципы Всеобщего Качественного Управления.
Чтобы увидеть эту взаимосвязь необходимо выяснить, как компания:
- согласовывает свою политику и стратегию
- реализует эту политику и стратегию на всех уровнях своей организационной структуры
- использует политику и стратегию в качестве основы для планирования деятельности и определения целей на всех уровнях компании
- изучает планы возможных мероприятий, оценивает их эффективность, осуществляет необходимые изменения и согласовывает порядок проведения мероприятий
- оценивает степень информированности сотрудников об осуществляемой политике и стратегии
- структурирована для осуществления выбранной политики и стратегии.
Чтобы обнаружить, как часто это происходит, необходимо выяснить, как компания:
- оценивает правильность и эффективность выбранной политики и стратегии
- пересматривает и корректирует свою политику и стратегию
Для чего предназначена оценка кадровой политики компании?
Что должна продемонстрировать оценка кадровой политики?
Самооценка данного критерии должно показать:
1. Как осуществляется и совершенствуется кадровая политика
Для того, чтобы это понять, необходимо выяснить, как компания:
- согласовывает свой кадровый состав с проводимой политикой и стратегией
- оценивает деятельность своих сотрудников
- выполняет условия заключенных контрактов
- согласовывает решение всех кадровых вопросов, в том числе вопросов, связанных с поощрениями, продвижениями по службе и сокращениями, с проводимой политикой и стратегией
- использует новейшие стратегии и методы управления.
Для того, чтобы это понять, необходимо выяснить, как компания:
- подбирает сотрудников для решения тех или иных задач
- регулирует вопросы принятия на работу и продвижения по службе
- составляет и осуществляет планы обучения сотрудников
- совершенствует эффективность обучения
- оценивает опыт и квалификацию своих сотрудников
- совершенствует эффективность командных действий
- поощряет стремление сотрудников к обучению
Для того, чтобы это показать, необходимо выяснить, как компания:
- согласовывает свои цели, цели сотрудников и цели подразделений
- анализирует и пересматривает цели, стоящие перед сотрудниками и подразделениями
- поощряет стремление своих сотрудников к совершенствованию своих показателей и помогает им в этом.
Для того, чтобы это продемонстрировать необходимо выяснить, как компания:
- поощряет и поддерживает участие своих сотрудников и подразделений в мероприятиях, направленных на совершенствование деятельности
- поощряет участие своих сотрудников в конференциях и внутренних мероприятиях
- поощряет проявление сотрудниками инициативы и оценивает эффективность предпринятых ими действий
- использует систему поощрений для повышения инициативности сотрудников
Для этого необходимо выяснить, как компания:
- определяет потребности, необходимые для эффективных взаимоотношений между своими сотрудниками
- обеспечивает сотрудников необходимой информацией и организует диалог с руководством
- оценивает и совершенствует эффективность взаимоотношений между сотрудниками
- обеспечивает эффективные взаимоотношения на всех уровнях компании: сверху-вниз, снизу-вверх и по горизонтали.
Для того, чтобы это показать, необходимо выяснить, как компания:
- решает проблемы защиты окружающей среды, здоровья и безопасности сотрудников
- обеспечивает социальные выплаты (пенсии, охрана здоровья, забота о детях и т.д.)
- проводит социальные и культурные мероприятия
- гарантирует льготы и услуги (гибкий график работы, транспорт и т.д.)
Что показывает оценка ресурсов?
Что должна продемонстрировать самооценка?
Самооценка должна продемонстрировать:
1. Как осуществляется управление финансовыми ресурсами.
Для того чтобы проанализировать управление финансовыми ресурсами, необходимо выяснить, как компания:
- осуществляет управление финансами для поддержки проводимой политики и стратегии
- оценивает и совершенствует применяемую финансовую стратегию и тактику
- улучшает финансовые показатели, в том числе движение активов, прибыль, себестоимость продукции и пределы ее изменений, основные фонды, текущие активы, стоимость акций
- определяет размер инвестиций
- управляет рисками.
Для этого необходимо выяснить, как компания:
- обеспечивает доступ пользователей к необходимой информации
- структурирует и направляет потоки информации в соответствии с проводимой политикой и стратегией
- обеспечивает достоверность, целостность и защиту информации.
Чтобы проанализировать управление в этой области, необходимо выяснить, как компания:
- строит свои взаимоотношения с поставщиками в соответствии с проводимой политикой и стратегией
- максимизирует прибавочную стоимость поставщиков
- совершенствует способы поставок
- оптимизирует объем расходуемых материалов
- сокращает расходы на коммунальные услуги
- сокращает и компенсирует убытки
- сберегает глобальные невозобновляемые ресурсы
- уменьшает неблагоприятные последствия производства.
Чтобы продемонстрировать это необходимо выяснить, как: компания:
- оптимизирует структуру активов в соответствии с проводимой политикой и стратегией
- обеспечивает эффективное использование активов на всех этапах производственного цикла
- учитывает влияние производственного процесса на сотрудников и регион в целом (в том числе на здоровье и безопасность людей)
- обеспечивает сохранность активов
Для этого необходимо выяснить, как компания:
- применяет существующие технологии
- использует информацию о новейших технологиях и оценивает возможность их применения с точки зрения проводимой политики и стратегии, потенциального влияния на деятельность компании и общество в целом
- использует технологии, повышающие эффективность процессов,
- использует информационные системы и системы другого рода
- использует и защищает интеллектуальную собственность.
Что показывает оценка управления процессами?
Что должна продемонстрировать самооценка?
Самооценка должна демонстрировать:
1. Как определяются ключевые процессы, способные обеспечить существенное продвижение в бизнесе.
Чтобы показать, как определяются ключевые процессы, необходимо выяснить, как компания:
- определяет, какие процессы считаются ключевыми
- определяет, является процесс ключевым или нет
- оценивает влияние, которое процесс способен оказать на деятельность компании.
Для этого необходимо выяснить, как компания:
- определяет необходимые ресурсы и способ управления процессом
- определяет стандарты операций и контролирует их соблюдение
- управляет процессами на основании информативных показателей
- использует различные системы стандартов, например, такие как системы определения качества ISO 9000, системы для оценивания эффективности м&